четверг, 15 августа 2013 г.

Русская литература.18-19 веков

Источник
Реформа русского стихосложения в литературе 18 века
К началу 19 века российский поэтический стиль подошёл к идеям романтизма. Романтизм - в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни...
Русская литература и писатели 18 столетия (обзор): Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм...
 КантемирТредиаковскийСумароковФонвизинРадищевДержавин.

Publish at Calameo or read more publications.
Роль М.В.Ломоносова, Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Н.М. Карамзина в литературном процессе XVIII века.                        Источник


  Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – создатель классической русской оды, так как именно в его творчестве сформулированы тематика, проблематика, образная и художественная структура оды. Видеоурок


Тематика и проблематика од М.В. Ломоносова:
v  тема родины, ее политического и исторического будущего;
v  тема будущих поколений;
v  тема науки и образования;
v  религиозно-философская проблематика;
v  сатирическая тема;
v  проблемы государственной жизни;
v  эстетическая тема (тема поэта и поэзии).

М.В. Ломоносов сформировал определенную идеологию, отразившую в его одах интересы растущей империи, поэтому одна из главных идей его литературного творчества – мысль о месте России и нового гражданина (ученого, государственного деятеля) в ее судьбе.
В его одах функционирует набор художественных приемов,  которые чаще всего  использует:
- гиперболы;
- развернутые сравнения;
- у М.В. Ломоносова обычно простые эпитеты;
- незначительное использование античной образности;
- все риторические фигуры;
- высокая, но предметная, а не абстрактная лексика;
- строгая, последовательная  композиция произведений, которая подчиняется конкретной идее, нет отступлений, описаний;
- создание образа Петра I и идеального образа России, которые окажут влияние и на последующую русскую литературу. Без ломоносовской образности нельзя представить творчества последующих писателей.
Главные произведения М.В. Ломоносова:
духовные оды: «Утреннее размышление о Божием Величестве», «Вечернее  размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода, выбранная из Иова…», переложения псалмов;

Гавриилу Романовича Державина (1743 – 1816) называют создателем многих традиций в русской поэзии (ввел понятие «стихотворение»).
В.Г. Белинский считал Г.Р. Державина первым нашим поэтом, отразившим целую эпоху. Он окончательно разрушил старую жанровую систему, преобразовал некоторые принципы жанра оды. Он первым усложняет смысловой, стилистический и образный ряд русской лирики.
Первый сборник его стихов «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае», написанный в духе классицизма, был издан в 1776 г. Уже в 1779 г. появилось несколько стихотворений, каждое из которых совершило переворот в определенной части русской лирики. Именно тогда стало понятно, что Г.Р. Державин – поэт-новатор.
Художественные принципы и
новаторский характер поэзии Г.Р. Державина
1. Ввел «забавный русский слог»: смешение, соединение элементов высокого и низкого и в стиле, и в образах, и в темах.
2. Появилось субъективное авторское начало: личность автора стала равной идее, теме произведения.
Впервые в русской литературе предметом изображения становится живой человек, современник.
3. В лирике Г.Р. Державина появились звукопись, цветопись, пейзаж, детализация. Поэт создал целый ряд пейзажных деталей-символов, которые стали неотъемлемой  частью  романтической и философской поэзии (луна, лунная дорога, туман).
4. Поэт экспериментирует со стихотворными размерами (4-хстопные ямб и хорей с 10-тистрочной и 12-строчной строфами) и формами (пишет акростихом).
Произведения: оды «На смерть Мещерского», «Ключ», «На рождение в севере порфирородного отрока», «Водопад», «Властителям и судиям», «Бог», «Снигирь» (именно «Снигирь» по старой орфографии), «Памятник». «Лебедь». 

Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792), комедиограф, сатирик, публицист, стал создателем новой сатирической драматургии.
Литературную деятельность начинал как переводчик, служил в Коллегии иностранных дел, переводил Вольтера (перевел трагедию «Альзира»), таким образом осваивая опыт западноевропейской литературы.
Прекрасной литературной школой для него стали сатиры: басня «Лисица-кознодей»; сатирико-философские послания – «Послание к Шумилову», «Послание к слугам».
Первым драматургическим опытом стала комедия «Бригадир» (1769), после чего Д.И. Фонвизин получил славу и успех.
Комедия «Бригадир» основана на оптимизме молодого автора, который еще верил в мудрость самодержицы и ее реформ. Идея комедии – мысль о том, что нельзя мириться с духовным упадком тех, кто обладает властью, нужно пытаться изменить положение дел.
Наиболее важным произведением Фонвизина является его бессмертная комедия «Недоросль» (1782). В комедии  «Недоросль» основными являются три темы: крепостного права, воспитания подрастающего поколения и нравов придворного общества.
Тема воспитания здесь связана с критикой крепостнического уклада. Воспитание молодого человека показано на фоне диких нравов невежественного дворянства, крепостных отношений.
Тринадцать действующих лиц комедии представляют четыре общественные группы: усадебное дворянство (супруги Простаковы, Скотинин и Митрофанушка), крепостные слуги (Тришка, Еремеевна), учителя (Цыфиркин, Кутейкин и Вральман) и городское дворянство (Стародум, Правдин, Милон), несколько обособлен образ Софьи – племянницы Стародума.
В центре действия комедии – семья усадебных дворян  Простаковых. 
«Недоросль» – произведение, являющееся значительным шагом вперед в развитии русской драматургии и литературы в целом. Писатель вышел здесь за рамки классицизма, он создал произведение, в котором правдиво отразились черты жизни той эпохи. Комедия Фонвизина оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской драматургии, на творчество А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и др.
Среди произведений Д.И. Фонвизина, написанных им после «Недоросля», были «Опыт российского сословника», «Вопросы автору Былей и Небылиц» (Екатерине), и «Челобитная Российской Минерве», в которых он остроумно разоблачает екатерининский деспотизм и лицемерную политику, выступает как защитник просвещения, свободы личности  и  слова.
                                                        
Творчество Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802).
На формирование взглядов А.Н. Радищева, общественного деятеля и писателя, оказали воздействие несколько важных явлений и событий: идеология Просвещения, изучение работ философа-материалиста Гельвеция, сочинения Ж.-Ж. Руссо («Общественный договор»), обучение в Лейпцигском университете (почти одновременно в И. Гете) и прежде всего работа в Сенате и Коммерц-коллегии, на скромной должности, которая позволяла в подробностях, в документах увидеть подтверждение чудовищного произвола в стране.  
Самым значительным и сыгравшим ключевую роль в жизни и творчестве А.Н. Радищева стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» (закончено в 1790 г.). В предисловии к «Путешествию…» А.Н. Радищев следующим образом объяснил причину написания книги, и в этом отразился особый подход, сочетание реалистических и предромантических позиций в его творчестве: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала», – то есть для разумной социальной борьбы важна чувствительная, эмоциональная основа. Разум и страсти должны быть уравновешены. Такой подход определил его понимание задач искусства: писатель должен быть активным и чувствующим; его позиция – помочь человеку «победить бедственное свое состояние» (Радищев).  
Для своего времени это удивительная по масштабности затронутых проблем и по категоричности и смелости суждений книга. По сути, она охватывает все основные аспекты жизни русского общества; это произведение  о путях развития России, о судьбе дворянства и народа. Произведение посвящено знаменитому в те времена мистику, другу и сокурснику А.Н. Радищева – А.М. Кутузову.
Главная тема – разоблачение самодержавия и рабства. Неслучайно, Екатерина II пришла в негодование, называла автора «бунтовщиком, похуже Пугачева», подталкивая позднее суд к вынесению Радищеву смертного приговора за эту книгу.
Для «Путешествия…» характерно  разнообразие проблем, которые рассматривает автор: вопрос о власти, проблемы образования и воспитания, уничтожения тирании и крепостного права, коррупция, реформа судов, налоговая и военная реформы, экономика, несостоявшиеся идеи («добрый барин»), положение в семье, церковь и общество.
Книга необычна по своей композиции: состоит из 26 глав, а 24 названы как реальные почтовые станции. Ученые (Макогоненко, Берков, Кулакова) доказали, что каждая глава соотносится с другими и действует следующий принцип: любой факт, деталь работают на доказательство центральной идеи.
В жанровом отношении книга продолжает популярную традицию сентименталистских «путешествий» («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна). Жанр «путешествия» используется не для того, чтобы говорить о личном, субъективном, а для более полного отражения всех сторон жизни; в книгу включены жанр слова, ода, сатира, хроника, что позволяло создать эффект проповеди, усилить воспитательную направленность и эффект разоблачения; включение жанра сна и письма – повлиять на эмоции читателя.
Идейно-тематическое содержание книги основано на самом широком охвате разных сторон русской жизни. Прежде всего, автор последовательно и с огромным возмущением разоблачает самодержавие и крепостничество, которые называет «чудищем». Он открыто призывает уничтожить эту систему, доказывает, что это не только возможно, но и необходимо. В оде «Вольность», которая стала первой отличительной, антисамодержавной одой, он восхваляет борцов-революционеров. По мнению автора, вольность – «гроза царей», революция.


  Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)историограф, писатель, общественный деятель, является родоначальником и идеологом русского сентиментализма, воплотившим его принципы в своем творчестве.
Первым крупным произведением Н.М. Карамзина были «Письма русского путешественника» (1791). В «Письмах»  автор нарисовал картину жизни тех стран, которые ему довелось посетить во время своей поездки за границу. Он рассказал о встречах и беседах с видными деятелями европейской культуры: Виландом, Гердером, Лафатером и другими. Во время встреч с ними он вел беседы на философские и литературные темы. Поэтому в «Письмах» отразились  художественные и философские взгляды Карамзина.
Наиболее важное место в творчестве Карамзина занимают сентиментальные повести. Повести Карамзина принято условно делить на «крестьянские», «исторические» и «романтические».
Крестьянские повести. К числу крестьянских повестей  относятся «Фрол Силин» (1791) и «Бедная Лиза» (1792).
Повесть «Бедная Лиза» пользовалась у читателей того времени наибольшим успехом. Сюжет, основанный на любви крестьянки к дворянину, был в литературе не новым, но Н.М. Карамзин тонко изобразил зарождение и развитие чувства любви главной героини Лизы к Эрасту. Такое глубокое проникновение  в психологию героини было новым для русской литературы.
В этой повести автор не только рассказывает о героях, но становится как бы участником событий, вмешиваясь в их ход, давая им оценку. Так, например, в том месте повести, где рассказано, как Эраст, покидая Лизу, дал ей сто рублей, автор восклицает: «Сердце мое обливается кровью  в сию минуту». Такие замечания придавали повестям Карамзина лирический характер, в то же время подчеркивая достоверность изображаемого.
Важную роль  в повести играют описания природы, оттеняющие переживания  героев и настроение, которым было проникнуто повествование. Изображение Симонова монастыря, рядом с которым будто покончила с собой Лиза, окрашено в мрачные и печальные тона: «Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий...».
Повести Карамзина не столько отражают типичные стороны современной действительности, сколько авторское отношение  к жизненным явлениям. В «Бедной Лизе» типична судьба героини, а не сама героиня. Эта особенность проявляется  и в языке повести. Речь автора не отличается  существенно от речи героев повести, даже если они крестьяне. Карамзин не воспроизводит речи  персонажей в ее непосредственном звучании, а как бы пересказывает ее своими словами.
Исторические повести. К историческим повестям Н.М. Карамзина относятся: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница». 
В повести «Наталья, боярская дочь» (1792) Н.М. Карамзин выступил как основоположник прозаических произведений  исторического характера в русской литературе. Однако писатель не стремился к точной передаче исторических событий и исторической обстановки. Он идеализировал старину и основное внимание уделял раскрытию психологических переживаний героев.
Изображая в этой повести людей 17 века, он наделял их свойствами характера и психологией  своих современников – дворян. Здесь рассказано о любви молодых людей из боярской среды – Натальи и Алексея. Алексей – сын боярина, попавшего в царскую немилость. Своей храбростью и подвигами он добивается  царского прощения  и разрешения на брак с Натальей.
Романтические повести. К романтическим повестям относятся «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена». В них проявились черты, развитые позже представителями консервативного романтизма: изображение необычной, таинственной и загадочной обстановки, мрачные северные пейзажи или роскошные картины южной природы. Для них характерна недосказанность, неопределенность происходящих событий, неистовые страсти, незаурядные или необыкновенные герои, сюжеты из далекого прошлого.
Поэзия. Н.М. Карамзин был одаренным поэтом, хотя его стихи имеют меньшее значение, чем проза. В стихах Карамзина основное внимание уделяется тонкому выражению человеческих переживаний, лирическому изображению  картин природы, через которые выражается авторское настроение (например, стихотворения «Меланхолия», «Осень»). Среди стихов Карамзина главное место занимают  элегии и дружеские послания. Он писал также оды, басни и стихотворения других жанров. Н.М.Карамзин первым ввел в русскую литературу жанр баллады («Раиса», «Граф Гваринос»), который занял большое место в поэзии В.А. Жуковского. В поэзии Н.М.Карамзина проявляется стремление уйти от жизненной борьбы и противоречий, отразить чувства, а не те жизненные явления, которые их вызвали. Его стихи отличались напевностью, музыкальностью. В ряде стихотворений Н.М. Карамзин подражает устному народному творчеству, но это только внешнее подражание, потому что жизнь народа была чужда писателю.
 «История государства Российского».
Н.М. Карамзин навсегда вошел в историю русской культуры как замечательный писатель-историограф. «Бессмертная книга Карамзина» (слова А.С. Пушкина) стала первым историко-литературным произведением, в котором освещалась русская история от легендарных времен до 1611 года. Непосредственно работа над «Историей…» продолжалась с 1804 по 1826 гг.
Значение труда Н.М. Карамзина необычайно велико, так как «История…» мощно повлияла на развитие общественной мысли России, став настольной книгой многих поколений. Материалами и данными «Истории…» пользовалось несколько поколений писателей, перенимая историографический опыт Н.М. Карамзина. Так, например, в 1834 г. А.С. Пушкин закончил работу над историко-литературным произведением «История Пугачева» (хроника пугачевского бунта).   
ПапкаПапкаПапка
НаверхИ. А. КрыловМ.Ю. Лермонтов
ПапкаПапкаПапка
А.С. Пушкин.А.С.Грибоедов.Н.В.Гоголь
ПапкаПапкаПапка
ДобролюбовН.М.КарамзинКюхельбекер
ПапкаПапкаПапка
Баратынский.Батюшков.Декабристы. Жёны декабристов.Г.Р.Державин.В.А.Жуковский
ПапкаПапкаПапка
М.ЛомоносовЧаадаев.В.Г. Белинский.
ПапкаПапкаПапка
Дельвиг. ОдоевскийРылеев. Бестужев.Классицизм. Романтизм. Сентиментализм
ПапкаПапкаПапка
Д.И. Фонвизин.Аудиолекции. Поэты- демократыЯ. Полонский 
ПапкаФайлФайл
РОМАНТИКИПётр ВЯЗЕМСКИЙ Любить. Молиться. ПетьК.Р. Царь иудейский(поэт нач. 19 века)
ФайлВидеоФайл
Отечество и судьбы. Кантемиры. Культура(25мин).Дмитрий Веневетинов (1805-1827)Дмитрий Веневетинов (1805-1827)
ВидеоФайлФайл
Поэзия - Надежда Теплова 1814-1848. Короткий рассказПоэзия - Надежда Теплова 1814-1848.Иван Саввич Никитин - ПЕСНЯ БОБЫЛЯ.Рассказ о поэте.
ВидеоФайлФайл
Срез жизни высшего общества 18 века под волшебную музыку группы XIII.Stoleti.Балы (1988-1989).Честь интеллигента (1988-1989) Беседы по русской культуре
ФайлФайлФайл
Век Русского музея. Искусство XVIII века.Женское образование в 18-19 веках (1988-1989)Срез жизни высшего общества 18 века под волшебную музыку группы XIII.Stoleti.

Комментариев нет:

Отправить комментарий