понедельник, 24 ноября 2014 г.

Сочинение не по литературе. Общие требования.



План сочинения.
  
1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент 1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент 2
8. Микровывод
9. Заключение

Вступление.
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Тезис.
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

- Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
- Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
- Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Связка.
Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении. 

Микровывод. 
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.


Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:

План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.


 Общие материалы Михаил Павловец, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ:
"..В этом году обязательно будут темы (...с юбилеем Лермонтова,  взаимоотношения  поколений, тема природы и человека, тема войны - к 70-летию Победы).
                                                              Анализ репетиционного итогового сочинения ( 20.11)


 Ну, и будет тема нравственная, общефилософская - чем люди живы. 
Дети говорят: "А я уже знаю, что буду писать "Конфликт поколений" в романе Тургенева "Отцы и дети"..." 
   Так вот, таких тем не будет точно! Не будет тем по конкретным произведениям, потому что само это сочинение не по литературе.                                    Примеры сочинений
Ребята должны будут сами найти те произведения или то одно произведение, на которое они смогут опираться, раскрывая свои мысли и соображения по данной проблеме
   Второе, не обязательно брать произведение из школьного списка. Это может быть произведение русской классики и русской современной литературы, зарубежная литература. 
Я знаю, что некоторые консультанты, методисты говорят: мы требуем от вас, чтобы сочинение было только по школьной программе, иначе будут снижаться баллы. Вот этого быть не должно. 
...Поскольку уже есть экзамен по русскому языку и экзамен по литературе, то второго ЕГЭ-сочинения быть не может. Поэтому итоговое сочинение - это надпредметный экзамен, который проверяет речевые компетенции, необходимые не только в литературе, но и в русском языке, и в обществознании, в истории. Другое дело - почему он связан с литературой. Потому что в настоящий момент именно учителя-словесники больше других готовы осуществлять работу на формирование этих самых речевых письменных компетенций. Мы видим, что и другие учителя-предметники вынуждены готовить ребят к письменным работам по своим предметам. Есть сочинение по обществознанию, по русскому языку. В новом варианте ЕГЭ по истории тоже в третьей части появляется мини-сочинение. Так что задача формирования речевых письменных компетенций становится задачей всех учителей-предметников. Поэтому учителям-литераторам надо понять, что в будущем выбор, литературное это будет сочинение, биологическое или историческое - это будет выбор самого учащегося. Конечно, результаты сочинения могут учитываться наряду с результатами единого государственного экзамена при приеме в вуз. Каждый университет прописывает положение, в котором определяет, на какие специальности результаты сочинения берутся, и второе, сколько весит сочинение на той или иной специальности. 10 баллов - это максимально возможное, и можно предположить, что на филологическом отделении его станут оценивать до 10 баллов, но на историческом, например, - 7, а на биологическом - 3. То есть это все зависит от конкретного вуза и конкретного направления подготовки. 
 Есть рекомендации Рособрнадзора, в которых сказано, что сочинения проверяет школьная комиссия, она формируется на местах в той самой школе, в которой дети учатся, и где они будут писать это сочинение. Но в крайнем случае, например, если это удаленная школа, если школа не может такую комиссию сформировать, потому что там только один литератор, а рекомендовано как минимум три человека в комиссии, и желательно работу учащегося проверять не тому учителю, который его учил, хотя и из этой школы, - в таком случае будут создаваться муниципальные или региональные комиссии, куда эти сочинения будут отсылаться. Но в подавляющем большинстве школ, и это рекомендовано Рособрнадзором, проводиться и проверяться сочинение будет именно учителями этой школы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий